Люди не читают газеты или виновата подписка в 500 рублей и выше. «Умрут» информационные порталы из-за бума соцсетей или будут «жить» вечно. Почему России не нужно столько журналистов, а искусственный интеллект «убьёт» рерайт.
На эти вопросы ответил заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. Читайте интервью.
— Последние два года интернет-издания отмечают, что посещаемость сайтов значительно упала. Люди переходят в социальные сети. С чем это связано и что будет дальше?
В новые медиа проще заходить. Надо сказать, что и традиционные СМИ добавили для себя те же «Одноклассники», «Дзен» и прочее. Как раз после начала СВО очень серьёзно повысилась посещаемость сайтов, групп, медиаплатформ и прочего. Потому что люди хотят получать профессиональную информацию, где всё понятно и не основано на слухах, фейках и прочем.
Сейчас наблюдается такой процесс, что сами потребители информации становятся более взыскательными к той информации, которую получают через интернет. Они стараются искать источники информации, к которым привыкли доверять.
— Что ждёт сайты. Они со временем умрут, как это предрекали газетам, или будут жить вечно?
Газетам ежедневно предрекают неминуемую смерть, а они почему-то живут и интерес читателей к ним абсолютно не падает. Да, действительно, внутри Садового кольца в Москве есть мнение, что газеты не нужны и никто их не читает. Друзья мои, поезжайте в регионы, в провинцию и посмотрите, что читают, а что нет. При этом, есть статистические данные, которые, как любая статистика, достаточно условные, показывают, что в последние годы по показателям падают тиражи районных газет. Объективно, но за статистикой есть определённые вещи, которые не учитываются.
Например, лет 5-6 назад полугодовая подписка перешагнула очень важный психологический барьер в 500 рублей. Оказалось, что в селе до этой суммы готовы были платить, если больше, то уже начинают думать, а сейчас это уже 700 и 800 рублей.
Люди действительно начали отказываться от подписки, но они выписывают газету на 2-3 дома и читают её семьями. Статистически тираж упал, а количество читателей не изменилось.
То же самое с посещаемостью сайтов или telegram-каналов. Сейчас «telegram-бум», в какой-то момент может быть успокоиться, потому что опять появятся другие какие-то мессенджеры.
— Все больше ограничений и правил от Роскомнадзора по маркировке запрещённых организаций, исключение матов и запрета показывать алкоголь. Убивают эти «правила» журналистику? Или её наоборот чистят?
Эти правила к журналистским текстам не относятся. Саму журналистику, как профессию, они не убивают. Да, они делают менеджмент более сложным, службу проверки и так далее. Но они и должны быть такими. Да, возможно какие-то ограничения нелогичны, но с другой стороны, без таких ограничений нельзя, потому что средства массовой информации — это цивилизованная среда. Если ты даёшь рекламу, то ты должен показать, что это реклама, а не вводить в заблуждение.
— Новые законы о маркировке рекламы коснулись СМИ. По вашему мнению, что будет в дальнейшем, как это уже сказалось на работе и заработке?
Там, где работают профессионально, это никак не сказалось. Есть telegram-каналы профессиональных СМИ. Когда у них переваливает за тысячу подписчиков, начинается реклама. У них стоит там слово «реклама» и это никого не напрягает. Если ты хочешь заработать на карман и сделать рекламу, не упоминая о том, что это реклама, вот для этих людей это проблема, потому что их могут вывести на чистую воду и окажется, что материал о прекрасном финансовом коуче — это всё-таки реклама, потому что он им заплатил, но на самом деле он мошенник и его ждёт 159 статья УК РФ (мошенничество). А деньги были получены наличными, без отчёта, без налогов и прочего. Вот кого это напрягает.
— Насколько редакциям нужно быть сейчас гибкими к трендам и технологиям, чтобы удержаться в рейтингах? Есть ли будущее за искусственным интеллектом и ботами?
Нужно быть максимально гибкими. Единственное, у нас есть глобальная Хартия журналистской этики, где для меня главные два постулата: журналисты обеспечивают право граждан на получение достоверной информации и достоверность важнее оперативности. Вот если эти два постулата выдерживаются, дальше вы можете быть сколько угодно гибкими.
Я считаю, что столько журналистов не надо. Многие называют себя журналистами и юридически ими являются, будучи сотрудниками зарегистрированного СМИ, но их у нас порядка 70 тысяч. Это слишком много. 90 % — это интернет СМИ, это рерайт, они переписывают друг у друга информацию и собирают рекламу. Там журналистикой не пахнет.
Многие говорят, что искусственный интеллект убьёт журналистику. Не убьёт он журналистику, он убьёт рерайт. Искусственный интеллект и всё что с ним связано, можно рассматривать как инструмент. Давайте не отказываться от него. Всё, что помогает и не мешает нужно использовать.
— Статистика показывает, что люди перестали читать большие материалы, лонгриды и интервью. Почему так происходит? Наступила эра «прямо в мозг одним сообщением»?
Статистика — вещь достаточно условная. Она может посмотреть, что люди ушли с каких-то больших форм, а пришли в маленькие. Может просто большая форма была скучной и люди поэтому уходили. Статистика вам этого не опишет. Один футбольный матч люди смотрят полтора часа до конца, а другой не смотрят, потому что там плохо и неинтересно играют. Статистика вам этого не покажет.
Что касается психологии, да, действительно, более молодое поколение сейчас живёт в полиэкранности, в клиповом мышлении. Молодые люди потребляют телевизионный продукт, но в смартфоне, телевизор они не смотрят. Потому что бегут, потому что удобно. Потом молодой человек становится зрелым, пожилым, у него начинает болеть спина, портится зрение. Ему хочется сесть на диван, включить большой экран и смотреть телевизор, никуда не торопясь. И он становится потребителем тех самых лонгридов и документальных фильмов.
Я обращаю внимание на свою молодую аудиторию, потому что я много общаюсь со студентами. Они прекрасно смотрят большие формы, если это интересно и трогает их. И они в этот момент никуда не торопятся и не бегут, откладывают смартфоны и полтора часа прекрасно смотрят документальный фильм.
— Профессия «журналист» себя начинает изживать? Часто слышим, что молодые специалисты не хотят работать за 30-35 тысяч рублей.
Журналистика — это штучная профессия. Тут нельзя обучить массово. Это такой самообман, если у тебя есть смартфон, ты что-то снял, застримил, выложил в интернет и ты журналист. Нет, ты не журналист, ты просто пользователь информационного поля и не более того.
Я же тоже читаю эти студенческие группы по 30-40 человек, я вижу в них 2-3 звёздочки максимум и не факт, что у них получится пройти по профессии. Также современный менталитет, взращённый той же рекламой, «купи 10 бутылок газировки и выиграй автомобиль».
Да, хотят всё и сразу, побыстрее, хотят зарплату не в 35 тысяч рублей, а в 70 тысяч рублей. Не понимают, что после 35 тысяч может быть 350 и 800 тысяч рублей. Журналист может зарабатывать неограниченное количество денег. При этом, если у журналиста единственная цель его работы — это заработать денег, то это не журналист. Журналистика — это призвание, судьба. Действительно, многие не готовы к этому.
Журналист — это штучный товар. Нельзя обучить 300 журналистов на одном курсе, это невозможно. Сейчас много коммерческих вузов, идут на журналистские факультеты очень часто не по призванию, а потому что мама сказала, что оплатит обучение, иди и получай диплом, а ему ничего и не надо. Расслабляют и коммерческие вузы, тебя будут тянуть, пока ты платишь. Через четыре года родители заплатят миллион рублей институту, ты получишь этот диплом, и дурак дураком пойдёшь дальше. К сожалению, сейчас многие не готовы и за деньги работать. Не хотят ответственности, не хотят перерабатывать, уставать на работе.
— Когда студент, который учится на журналиста, должен начать работать по профессии?
Если на третьем курсе студент журфака не: подрабатывает по специальности, где-то стажируется, внештатно пишет, снимает, на какие-то дежурства приходит, вот если этого нет, то это плохо.
Но тоже разные ситуации бывают. В группе всегда есть несколько человек, которые сами оплачивают своё образование. У них другая ситуация, им нужно зарабатывать деньги для того, чтобы оплачивать учёбу. И возможно это будет не по специальности.
В идеальном варианте, где-то к третьему курсу человек должен в какой-то редакции уже находиться, иметь каких-то знакомых, быть в журналистской тусовке, у него должны быть какие-то адреса, телефоны, явки, пароли, пропуска в какие-то редакции.
— Дайте несколько советов начинающим журналистам и тем, кто собирается связать свою жизнь с этой профессией.
Это как на автомобилях иногда написано: «Не уверен, не обгоняй». Если ты не уверен в том, что ты готов отказаться от себя, то, наверное, не надо идти в журналистику. Потому что это такая работа, которая является самопожертвованием. Люди работают и на нервный износ, и ответственность высочайшая. Журналист не работает с 9 до 6, он работает 24/7.
Когда ты входишь в этот ритм, то ты понимаешь, что на этот мир ты начинаешь смотреть как на источник информации. Обычный человек идёт и видит, что произошла авария, посмотрел и пошёл дальше. Что делает журналист, он подходит ближе, смотрит, что там произошло, на всякий случай фотографирует. Ты начинаешь прокачивать людей, с которыми ты общаешься, на момент какого-то интереса.
Если вы готовы к полной трансформации своей личности, к полной отдаче себя в информационное пространство, то да, нужно идти в журналистику. Если не готовы, то не надо.
Я студентам всегда говорю: «Не уверены, не надо. Не мучьте нас и себя». Иногда в редакциях смотришь на людей и вот мучительно эти тексты пишут, что-то из себя выдавливают, нет инициативы, драйва. Думаешь, может он стоматологом был бы хорошим или архивариусом каким-нибудь. Что ж ты всех тут мучаешь, себя и всех остальных. Иди куда-нибудь ещё, не журналист ты.