Совсем недавно заслуженному работнику телерадиокомпании «Крым» Анатолию Полонскому исполнилось 85 лет. Больше 60 из них он посвятил работе на радио. Последние 28 лет он является автором уникальной программы «Ковчег». Журналист награждён медалью «За доблестный труд», орденом «За верность долгу».
Почему радио учит понимать людей, в чём уникальность авторской программы «Ковчег» на радио «Точка» и «Радио Крым» и как быть интересным для своих слушателей – в беседе с Крымским отделением СЖР рассказал ветеран крымского радио Анатолий Полонский.
Хочу в Крым!
Я закончил в 1961 году Киевский политехнический институт, факультет киноинженеров. По специальности «инженер-звукотехник». Моя работа, казалось бы, могла пригодиться, везде, где есть звук. Но тогда, в советское время, специалистов, выпускников, направляли на место работы.
Мне предлагали Кемерово и Хабаровск. Но я сказал, что туда не хочу ехать… Зачем далеко ума искать? (смеётся). Но я знал, что и в Крым отправляют. И когда у меня спросили, куда я хочу, я сказал: в Крым. Потому что в коридоре того здания, где заседала распределительная комиссия, висела очень красивая физическая карта СССР. И я как увидел Крым…Я никогда на него внимания не обращал, а тут увидел краски – зелёные, коричневые, горы, море, решил: в Крым, только в Крым! Двадцать два года мне было.
Сначала там по моей специальности работы не было. Потом мне рассказали, что требуется инженер звукозаписи на радио крымском. И я со своей специальностью мог бы там отлично пригодиться. Да и мне было всё равно кем работать, лишь бы в Крыму.
Весёлая жизнь у журналистов!
Я полтора года числился инженером звукозаписи по ремонту магнитофонов. Не очень сильно я преуспел, потому что этому особо не учили. И мне это было не очень интересно. А куда дальше идти – я и не думал. В Крыму живу – и хорошо. Полная беспечность. Это удивительно замечательное время, когда не задумываешься о будущем.
Но меня всегда больше интересовали журналисты, чем они занимаются. Они разъезжают на машине, у них такая весёлая жизнь, с людьми знакомятся. Я думал: как интересно, мне так больше нравится! А писать я умел, письма красивые девушкам писал. Редакторы видели, что меня к журналистике тянет, предложили мне сделать детские материалы, пошёл по школам в Симферополе. И я около года занимался подготовкой сюжетов для радиостанции детской.
Первый радиоматериал комом
А потом освободилось место в промышленной редакции крымского радио. И мне предложили там работу. А поскольку у меня уже была какая-то подготовка, я видел, знал, как это делается. И пошёл я на завод в Симферополе, сделал материал – не очень хороший. Его забраковали. На стройки потом пошёл, тоже материал забраковали. А потом я понял, что бракуют, а что нет. И стал делать правильно. Пошли материалы, один за другим. Делал всё хорошо, хвалили на «летучках».
А потом я ещё стал работать на украинском радио. Стал их собственным корреспондентом в Крыму. Работал на новостях, интернета не было, нужно было искать интересные события. И я узнавал, искал. На этом радио я получил звание «Заслуженного журналиста», «Золотой микрофон». Там я проработал с 1961 по 2014 год.
Об уникальности передачи «Ковчег»
Сама передача – не моя идея. Она авторства поэтессы Галины Хмелёвской. Галина вела 3 года эту передачу. Помню, она уходила на какую-то другую работу, поэтому я начал работать над этой программой. Почему «Ковчег»? Это спасение, место, где спасают. Эта передача хороша тем, что ты не ограничен ни профессией человека, ни местом. Просто спасение, идея. Свет, к которому нужно стремиться.
Сначала я вёл ту линию, проторенной Хмелёвской. А потом я стал полностью самостоятельным, я передачу сделал более музыкальной. Мне показалось, что это интересно. Я рассказываю, что хочу. Это всегда можно приплести к песне, увязать с песней. Очень много есть выдающихся мастеров культуры, российских, очень интересно людям узнавать эти имена, хороших, замечательных певцов.
28 лет на «волне»
Даже самая интересная тема – она приедается спустя время. И я делаю передачи на разные обширные темы. Последняя, например, была про дорогу. Сколько песен хороших о дорогах, о пути. Сколько интересных мыслей появляется, когда думаешь о дороге. Ещё была передача про весну – это обновление: что появляется в это время года, как люди преображаются. Были ещё темы – счастье, земля, доброта, семья, война. За 28 лет у меня было много тем, всего даже и не вспомню. Полторы тысячи передач где-то есть. На создание одной у меня уходит 4-5 дней.
Раньше приходило много писем от людей, так я понял, что моё творчество очень им нравится. Письма приходили «пачками». Слушатели сами предлагали темы, музыкальные композиции. Теперь не письма, а звонки. Раньше было много, теперь меньше уже. Так как радио уже слушают не так часто.
А теперь приглашаем в студию…сороку!
Когда-то в рамках юмористической передачи «Разрешите войти» я поехал к одному фермеру, у него был большой сад и много разных птиц. И вот мы с ним идём, он проводит экскурсию, а потом указывает мне на птицу и протяжно так говорит: а это — Яшка-а-а, говорящая сорока-а-а. Я у него спросил, какие слова он может говорить. Оказалось, что очень много: привет, Яша, хороший, пойдём и т.д. Даже кашель имитировать умел.
И, в общем, мы его «разговорили» в процессе беседы, и я записал «речь» птицы на диктофон. На радио мы смонтировали «разговор» с сорокой Яшкой, было очень забавно. А самое главное, что этот отрывок прозвучал в самой популярной московской радиопередаче «С добрым утром». Я был героем, все слушали это.
Советы для молодых радийщиков
Радио должно быть человечным, человеческим. Ближе к человеку. Там же только два фактора действуют на человека – музыка и звук. А также пауза. Нужно уметь владеть паузой. Некоторые садятся за микрофон и начинают тараторить, как можно быстрее, будто соревнуются. Если это оправданно, тогда да, нужно говорить быстро. А если нет – то зачем?
Также нужно с самого начала очертить тему правильно, и следовать ей. Написать текст или конспект, чтобы не путаться. Нельзя перескакивать с одного события на другое, как в обычном разговоре. В обычной беседе это допустимо, а на радио категорически нет.
Если ты работаешь на радио, нужно прежде всего думать не о себе, а о том, кто тебя будет слушать. Нужно наметить аудиторию, спросить себя: для кого я это говорю? Если я пишу что-то, что мне не совсем понятно, то кому это тогда надо? Вот об этом нужно всегда себя спрашивать. Если человеку не нравится то, что он делает, то из этого ничего не получится.
Важно быть интересным
Ещё пару советов: надо обзаводиться кругом знакомств, «авторским активом». Если где-то ты побывал, с кем-то пообщался, нужно взять его номер телефона, постараться стать интересным для этого человека. Чтобы он заинтересовался тобой. Это тоже очень важно для журналиста – быть интересным. Не только ищи интересных людей, а сам старайся быть интересным, что-то давай людям.
А если человек красиво и интересно писать не умеет, то этому научить невозможно. Если не дано, то всё. Есть у меня знакомая женщина в Нижнегорском районе, ей уже больше 60 лет. Она очень хорошо и легко пишет стихотворения, может мгновенно писать акростихи, да и вообще стихотворения на любую тему. Вот это, я считаю, талант.
Радио научило понимать людей
За годы моей работы мне удалось пробить дорогу к сердцу слушателя. Программа «Ковчег» мне очень помогает лучше понимать себя, а также лучше узнавать людей. Работа на радио научила меня лучше разбираться в людях, не рубить с плеча, не делать быстрые выводы.
Общение с большим количеством людей помогает также обогащаться новыми знаниями. Ты раскрываешь человека – и он становится тебе понятным. На основании этого и с другим человеком будет легче говорить, потому что уже знаешь подход. Нужно и вопросы задавать нестандартные, чтобы с разных сторон человека показать. Даже неожиданные вопросы нужно придумывать.
Журналист – это профессия, конечно, изнуряющая, много забирающая, но и много дающая. Иногда бываешь просто счастливым, когда хороший материал вышел. Если люди откликнулись, отозвались. И тогда вроде бы не даром живёшь на свете.
Коллектив радио «Точка»
Заслуженному работнику ТРК «Крым» Анатолию Полонскому в честь 85-летия вручили госнаграды