Главный редактор медиахолдинга «Саратов 24»: Раньше человек искал новости, сегодня они его находят сами

Времена ограниченного количества источников информации прошли. Нужно ли перестраивать работу редакциям. Почему начинающим корреспондентам нужно быть универсальными.

Кризис у федералов – это когда последнее ведро чёрной икры осталось, а у нас, когда масло не всегда себе позволить можешь. Если нет возможности увеличить бюджет СМИ, значит надо от чего-то отказываться.

Об этом главный редактор медиахолдинга «Саратов 24» Илья Леонтьев. Читайте интервью.

Времена ограниченного количества источников информации прошли. Нужно ли перестраивать работу редакциям. Почему начинающим корреспондентам нужно быть универсальными.

Уже 10 лет стремительно развиваются социальные сети, а вместе с ними и СМИ. Придерживаетесь мнения: «Там, где есть наш читатель, должны быть и мы». Почему?

Да, конечно. Если не руководствоваться этим правилом, в итоге окажешься со СМИ, но без читателей, слушателей, зрителей. Времена ограниченного количества источников информации прошли. Раньше человек искал новости, сегодня они его находят сами. И если журналисты не будут включаться в этот процесс, то останутся без аудитории. Её заберёт кто-то другой. В конечном итоге это приведёт к финансовым потерям компании.

Нам повезло или не повезло, тут уж кому как больше нравится, жить в эпоху массового появления новых средств распространения контента. И редакциям необходимо перестраиваться. Похожие ситуации происходят каждый раз, когда появляются новые СМИ. Газетчики не были в восторге от распространения радио, потом и первые и вторые переживали начало работы ТВ. И потом, близость зрителю, разговор с ним на одном языке, общие интересы – это судьба региональной журналистики. Большие общероссийские они для всех и ни для кого конкретно, мы же для наших близких, друзей и знакомых, бабушки из соседнего дома.

Редакции в традиционном виде нежизнеспособны и попросту умирают?

И да, и нет. С одной стороны, очевидно, что компании выгоднее иметь универсальных журналистов, тех кто может и видео снять и текст на сайт написать и фото в соцсеть кинуть. С другой стороны, подобная широкоформатность пагубным образом сказывается на профессионализме в каждом конкретном направлении. Оператор снимет видео лучше «универсального бойца», редактор сайта напишет более качественный текст, а фотография мастера будет куда лучше. Эта особенность и не даёт «умереть» классическим редакциям.

Полагаю, что движение к конвергентным творческим коллективам неизбежно, но даже в них будут работать «звезды», которым будет позволено делать что-то одно. Ни один главный редактор не заставит популярного ведущего ещё и регулярно тексты на сайт писать. Равно, как и популярный автор лонгридов возьмёт в руки видеокамеру только в самой экстремальной ситуации, когда он стал свидетелем некоего яркого события. А вот молодым репортёрам, до того, как они заработают себе имя надо настраиваться на универсальность.

Учитывая ежедневный объем контента, а качественно и на потоке это могут делать только большие мировые агентства. Начинает страдать качество региональных СМИ? Ведь сейчас кроме сайтов нужно вести соцсети, адаптировать материалы.

Региональные СМИ всегда существовали в малокомфортных экономических условиях. Кризис у федералов – это когда последнее ведро чёрной икры осталось, а у нас, когда масло не всегда себе позволить можешь. Задач действительно стало больше, но разве не работа руководства компании вычленять самые перспективные направления и перенаправлять ресурсы на них? Если нет возможности увеличить бюджет СМИ, значит надо от чего-то отказываться. Например, понятно, что печатные версии газет сегодня мало востребованы, значит финансы, которые уходят на типографские услуги и почту, можно перекинуть на развитие сайта. Многие региональные телеканалы активно внедряют в эфир виртуальных ведущих. Они пока чуть хуже настоящих людей, но обходятся гораздо дешевле. Не болеют, не уходят в отпуска, они всегда готовы к работе.

Если менеджмент ищет выходы, то не думаю, что объёмы работы конкретного сотрудника редакции сильно увеличатся, а качество пострадает.