Времена ограниченного количества источников информации прошли. Нужно ли перестраивать работу редакциям. Почему начинающим корреспондентам нужно быть универсальными.
Кризис у федералов – это когда последнее ведро чёрной икры осталось, а у нас, когда масло не всегда себе позволить можешь. Если нет возможности увеличить бюджет СМИ, значит надо от чего-то отказываться.
Об этом главный редактор медиахолдинга «Саратов 24» Илья Леонтьев. Читайте интервью.
Уже 10 лет стремительно развиваются социальные сети, а вместе с ними и СМИ. Придерживаетесь мнения: «Там, где есть наш читатель, должны быть и мы». Почему?
Да, конечно. Если не руководствоваться этим правилом, в итоге окажешься со СМИ, но без читателей, слушателей, зрителей. Времена ограниченного количества источников информации прошли. Раньше человек искал новости, сегодня они его находят сами. И если журналисты не будут включаться в этот процесс, то останутся без аудитории. Её заберёт кто-то другой. В конечном итоге это приведёт к финансовым потерям компании.
Нам повезло или не повезло, тут уж кому как больше нравится, жить в эпоху массового появления новых средств распространения контента. И редакциям необходимо перестраиваться. Похожие ситуации происходят каждый раз, когда появляются новые СМИ. Газетчики не были в восторге от распространения радио, потом и первые и вторые переживали начало работы ТВ. И потом, близость зрителю, разговор с ним на одном языке, общие интересы – это судьба региональной журналистики. Большие общероссийские они для всех и ни для кого конкретно, мы же для наших близких, друзей и знакомых, бабушки из соседнего дома.
Редакции в традиционном виде нежизнеспособны и попросту умирают?
И да, и нет. С одной стороны, очевидно, что компании выгоднее иметь универсальных журналистов, тех кто может и видео снять и текст на сайт написать и фото в соцсеть кинуть. С другой стороны, подобная широкоформатность пагубным образом сказывается на профессионализме в каждом конкретном направлении. Оператор снимет видео лучше «универсального бойца», редактор сайта напишет более качественный текст, а фотография мастера будет куда лучше. Эта особенность и не даёт «умереть» классическим редакциям.
Полагаю, что движение к конвергентным творческим коллективам неизбежно, но даже в них будут работать «звезды», которым будет позволено делать что-то одно. Ни один главный редактор не заставит популярного ведущего ещё и регулярно тексты на сайт писать. Равно, как и популярный автор лонгридов возьмёт в руки видеокамеру только в самой экстремальной ситуации, когда он стал свидетелем некоего яркого события. А вот молодым репортёрам, до того, как они заработают себе имя надо настраиваться на универсальность.
Учитывая ежедневный объем контента, а качественно и на потоке это могут делать только большие мировые агентства. Начинает страдать качество региональных СМИ? Ведь сейчас кроме сайтов нужно вести соцсети, адаптировать материалы.
Региональные СМИ всегда существовали в малокомфортных экономических условиях. Кризис у федералов – это когда последнее ведро чёрной икры осталось, а у нас, когда масло не всегда себе позволить можешь. Задач действительно стало больше, но разве не работа руководства компании вычленять самые перспективные направления и перенаправлять ресурсы на них? Если нет возможности увеличить бюджет СМИ, значит надо от чего-то отказываться. Например, понятно, что печатные версии газет сегодня мало востребованы, значит финансы, которые уходят на типографские услуги и почту, можно перекинуть на развитие сайта. Многие региональные телеканалы активно внедряют в эфир виртуальных ведущих. Они пока чуть хуже настоящих людей, но обходятся гораздо дешевле. Не болеют, не уходят в отпуска, они всегда готовы к работе.
Если менеджмент ищет выходы, то не думаю, что объёмы работы конкретного сотрудника редакции сильно увеличатся, а качество пострадает.